Открываем собственную нотариальную контору: бизнес-идея
Нотариальные услуги всегда пользуются большим спросом. Среди основных направлений деятельности нотариуса выделяют: заверение договоров, подлинности переводов, подписей, копий, доверенностей и другой документации, проведение сделок с обязательным присутствием нотариуса. Прибегая к услугам нотариуса, многие задаются вопросом, как открыть нотариальную контору. Однако чтобы стать нотариусом нужно пройти долгий путь, прежде чем начать разрабатывать бизнес-план. Будущий нотариус должен иметь:
- Высшее юридическое образование.
- Два года юридической практики.
- Один год стажировки при государственном или частном нотариусе.
- Пройти экзамен на соответствие квалификации. При неудачном прохождении экзамена, повторная сдача возможна через год. После успешной сдачи у нотариуса есть три года для начала профессиональной деятельности. В противном случае экзамен придется пересдавать.
- Получить разрешение от управления юстиции и нотариальной палаты.
- Количество действующих нотариальных контор регулируется государством и на каждый округ выделяется определенная квота. Поэтому будущему нотариусу необходимо выиграть конкурс на замещение вакантного места в выбранном округе.
- Получить лицензию нотариуса.
Начало бизнеса
В дальнейшем такая идея, как открыть нотариальную контору, во многом схожа с любым другим бизнесом. При выборе профессии нотариуса стоит учесть, что закон запрещает нотариусам вести другую предпринимательскую деятельность и занимать другие должности в частных и государственных организациях. Оказание нотариальных услуг является единственным источником дохода нотариуса. Поэтому чтобы бизнес приносил стабильный доход необходимо ответственно подойти к его организации.
Будущему владельцу нотариальной конторы предстоит позаботиться о выборе офисного помещения, обустройстве рабочих мест, рекламной кампании, подборе персонала и расчете рентабельности будущего предприятия.
Выбор помещения
Идеальным местом чтобы открыть нотариальную контору станет помещение на первом этаже в деловом центре города. Большая проходимость приведет частных клиентов, а соседство с офисами предприятий привлечет корпоративный сектор. Близость к расположению агентств недвижимости, бюро переводов и юридических организаций будет плюсом и сможет приносить постоянную выручку.
Обустройство офисного помещения
Офис — это своеобразная визитная карточка любого нотариуса. Создание комфортных условий для клиентов приведет к длительному сотрудничеству и хорошим рекомендациям. Помещение нотариальной конторы обычно делят на три функциональные зоны:
- Кабинет нотариуса. Для обустройства кабинета понадобятся стол, стулья, шкафы и полки для хранения документации, набор оргтехники.
- Стойка ресепшен и зона ожидания. Чтобы качественно обслуживать клиентов нужно позаботиться об их комфорте. Удобные кресла, диваны, журнальный столик, стойка ресепшен – необходимый минимум зоны ожидания нотариальной конторы.
- Кабинет помощника. Для обустройства рабочего места помощника нотариуса понадобится стол, стул, шкаф, оргтехника.
Подбор персонала
Как и в любом бизнесе по оказанию услуг, персонал играет ключевую роль, поэтому стоит уделить немало времени на проведение собеседований и оценки резюме. Основным персоналом нотариальной конторы является:
- Нотариус. Для успешной работы понадобится опыт и деловые связи.
- Помощник. Найти подходящего кандидата будет нетрудно. Желающих получить практику в нотариальной конторе очень много. Но нужно быть готовым к большой текучести кадров на этой должности. Получив необходимый опыт, большинство помощников нотариуса будут пытаться открыть собственное дело.
- Секретарь. Основными обязанностями секретаря станут встреча клиентов, телефонные переговоры, планирование рабочего дня нотариуса. Опыт работы, грамотная речь и приятная внешность станут основными из критериев в отборе кандидатов.
Рекламная кампания
Основой для продвижения нотариальной конторы станут деловые связи. Поэтому часть бюджета рекламной кампании необходимо потратить на печать визиток, буклетов, рекламу в информационных справочниках и деловых изданиях. Частных клиентов привлечет вывеска. Персональный интернет-сайт и его продвижения добавят престижности конторе и приведут новых клиентов.
Настройка контекстной рекламы позволит привлечь клиентов, интересующихся тем или иным видом нотариальных услуг, или находящихся рядом с конторой.
Расчет рентабельности
Чтобы вывести рентабельность, ожидаемую доходность и примерный срок окупаемости будущей нотариальной конторы необходимо подбить итоги стартовых капиталовложений, текущих затрат и спрогнозировать ожидаемые доходы.
Стартовые капиталовложения:
- Ремонт помещения 4000$.
- Офисная мебель 1300$.
- Сейф 300$.
- Оргтехника 2000$.
- Вывеска 1000$.
- Разработка и продвижение сайта 800$.
- Рекламная кампания 300$.
Итого: 9700$.
Текущие затраты:
- Аренда помещения 500$.
- Зарплата сотрудников 500$.
- Коммунальные платежи и услуги связи 100$.
- Офисные нужды 100$.
Итого: 1200$
Доходы нотариусов состоят из тарифа (от 10$) и услуг правого и технического характера (от 20$). Кроме того, в зависимости от типа и суммы сделки контора удерживает от 1.5% комиссии. В среднем доход нотариальной конторы составляет от 3000$. Поэтому срок окупаемости такого проекта займет от 8 до 12 месяцев с учетом проведения предварительной рекламной кампании и сложностями в поиске клиентов, впервые месяцы работы. В дальнейшем нотариальная контора сможет приносить от 2000$ чистого дохода.