Открытие собственного банка: как развить бизнес в России
Бизнес в банковской сфере, при правильном ведении дел, может давать немалый постоянный доход. Но как открыть банк с нуля? И сколько это стоит? Сначала нужно определиться с формой и направлениями деятельности будущего банка.
Выбор направлений деятельности и услуг
В России банковская деятельность осуществляется банками:
- Центральный (государственный). Занимается регулированием и контролем за деятельностью других банков на территории страны.
- Коммерческий. Осуществляет предпринимательскую деятельность.
- Универсальный. Может предоставлять любые виды банковских услуг.
- Инвестиционный. Работа идет в сфере инвестирования.
- Сберегательный. Основное направление деятельности такого банка – привлечение денежных средств от физических лиц.
- Кредитный. Выдает займы либо кредиты под технику, другие товары, недвижимость.
- Рыночный. Это банк, занимающийся куплей-продажей ценных бумаг (ЦБ). По крайней мере, ЦБ составляют его активы.
- Розничный. Работает с населением, предоставляет широкий спектр услуг, тщательно распределяет свои риски, то есть занимается диверсификацией активов.
- Международный. Банк ориентируется на связи с иностранными организациями.
Для выбора одного из видов приоритетной деятельности нужно предварительно ознакомиться с наличием подобных организаций в вашем регионе. Это делается для того, чтобы понять, в каких услугах может нуждаться определенная местность и ее жители, юридические лица. Если есть возможность, лучше открывать универсальное банковское учреждение с любыми банковскими операциями.
Так выглядит спектр наиболее востребованных банковских услуг:
- Консультирование (финансовое).
- Открытие и сопровождение счетов.
- Размещение депозитов.
- Инкассаторские услуги.
- Операции с пластиковыми картами.
- Валютные операции.
- Осуществление платежей.
- Денежные переводы.
Юридическое оформление
Основная часть подготовки будущего банка к открытию – это оформление пакета необходимых документов, получение разрешений. Обратитесь в Федеральную комиссию по регулированию рынка ценных бумаг, чтобы оформить соответствующую лицензию.
Нанесите визит в Центральный банк (ЦБ РФ) для получения лицензии на проведение банковских операций и генеральной лицензии, в таможенный комитет – для оформления разрешения быть гарантом перед структурными подразделениями таможни. Также нужно получить идентификационный номер в налоговой службе и удостоверение о регистрации в Центральной госинспекции пробирного надзора.
Получение того или иного вида лицензий зависит от тех видов деятельности, которые будут осуществляться после открытия банка. Например, чтобы заниматься драгоценными металлами обязательно, кроме всех прочих лицензий, оформить разрешение на операции с драгметаллами. Предварительно подыщите подходящее помещение и заключите арендные договоры. Все это, в том числе и согласование легитимности помещения со всеми нужными инстанциями, требуется сделать еще до визита в Центробанк.
Для обращения в ЦБ РФ нужны документы: заявление, договор от соучредителей (если они имеются), в котором прописана финансовая политика и направления деятельности организации, договор об аренде помещения, личные дела учредителей, квитанцию об оплате пошлины и сбора.
Сколько это все стоит? Точного ответа нет, ведь заранее трудно сказать, какими будут расходы. На перечисленные документы нужно будет потратить немало денег – от двухсот тысяч рублей. Пока банк будет рассматривать ваше заявление, вы должны внести на указанный расчетный счет сумму уставного капитала (около трехсот миллионов рублей), без которого невозможно открыть свой банк. Эти процедуры могут занять месяц и больше.
Персонал, затраты и другие сопутствующие вопросы
Банк является акционерным обществом, он управляется Собранием акционеров, которое должно проводиться каждый год. Для решения ежедневных вопросов утверждается Совет директоров. Исполнительный орган называется Правлением. Персонал, который будет работать в разных подразделениях банковской организации, должен быть соответствующе подготовленным, иметь высшее образование. Это рекомендация Центробанка и просто здравый смысл. Подбирать персонал для нового банка нужно из специалистов, знающих банковское дело изнутри, с опытом работы в соответствующей сфере.
Сколько людей должны быть наняты? Для каждого отделения (филиала) необходимо взять на работу:
- управляющий;
- заместитель;
- кассиры-операционисты;
- начальник каждого из отделов;
- консультанты;
- бухгалтеры;
- охранники;
- уборщики.
Количество персонала рассчитывается с учетом величины самого подразделения банка (для начала хватит 10–20 сотрудников). Кроме этого, для консультаций и осуществления каждой банковской операции желательно нанимать отдельного специалиста узкого профиля.
Оборудование для работы банка (не считая мебели офисной и для клиентов):
- персональные компьютеры;
- офисная техника (принтеры, сканеры, телефоны);
- детекторы;
- счетчики и сортировщики валют;
- пос-терминалы;
- банкоматы.
Затраты на оборудование составят один – два миллиона рублей минимум. На что еще придется потратить деньги? Это такие важные пункты расходов, как аренда и ремонт помещения, обучение персонала, сертификация оборудования, фонд оплаты труда, реклама. Причем реклама и заработная плата – это ежемесячные постоянные затраты. Прибыль возможно получать более 50%.
Срок окупаемости, по приблизительным оценкам, при успешном ведении дел, должен составлять от пяти до десяти лет.